СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Служебное назначение и техническая характеристика полуприцепа-цистерны
1.2. Описание полуприцепа-цистерны
1.3. Служебное назначение и описание рамы полуприцепа-цистерны
1.4. Исходные данные для проектирования рамы
2. КОСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Анализ сил, создающих нагрузку на раму
2.2. Определение устойчивости от опрокидывания полуприцепа
2.3. Расчет на прочность рамы полуприцепа-цистерны
2.3.1. Случай езды по горизонтальной дороге
2.3.2. Случай подъема в гору
2.4. Расчет шкворня
2.5. Крепление опорной плиты со шкворнем к раме
2.6. Расчет на прочность сварных швов
2.6.1. Приварки обечайки к раме
2.6.2. Приварки кронштейнов балансира и подвески
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Обоснование выбора материала
3.2. Обоснование и описание техпроцесса сборки
3.3. Техническое нормирование сварочной операции
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Расчет базовой себестоимости изготовления рамы полуприцепа- цистерны 96742
4.2. Расчет проектной себестоимости изготовления рамы полуприцепа- цистерны 96931
4.3. Расчет годовой экономической эффективности и срока окупаемости
4.4. Экология
Литература
Введение
Автомобильные цистерны для перевозки нефтепродуктов, эксплуатация которых связана с доставкой топлив, масел, смазочных материалов и других нефтепродуктов от складов и баз горюче-смазочных материалов (ГСМ) до автозаправочных станций (АЗС) и других потребителей, являются неотъемлемой составной частью автомобильного транспорта. Они представляют собой специализированные автотранспортные средства, у которых на базе автомобилей монтируется различное технологическое оборудование. Первые автомобильные цистерны появились одновременно с первыми отечественными автомобилями, для заправки которых необходимо было подвозить ГСМ.
До начала 60-х годов выпуск автомобильных цистерн для нефтепродуктов был незначительным, их вместимость в основном не превышала 4 м3, а эксплуатация и техническое обслуживание (ТО) технологического оборудования не были сложными из-за отсутствия в их составе высокопроизводительных насосных установок, автоматизированных систем контроля и управления сливоналивными операциями.
Рост выпуска грузовых и легковых автомобилей, увеличение объема грузовых перевозок, возрастание объема перевозок нефтепродуктов привели к созданию в 1960-70 гг. нескольких десятков типов автомобильных цистерн для перевозки нефтепродуктов на базе автомобилей средней и большой грузоподъемности, полуприцепов и прицепов. Одновременно с этим произошло усложнение их технологического оборудования, возникла потребность в проведении присущих только этому виду подвижного состава операций по ТО и текущему ремонту (ТР) оборудования в процессе эксплуатации.
В 80-е годы на автомобильных дорогах страны появились наливные большегрузные автопоезда АЦ-9-5320 с ПЦ-9-6350, полно приводные полуприцепы-цистерны ППЦ-15-375СН, а также ряд неполно приводных полуприцепов-цистерн вместимостью от 8 до 18 м3. Эксплуатация, ТО и ТР технологического оборудования этих машин по технической сложности приближаются к аналогичным операциям на шасси базового автомобиля, полуприцепа и прицепа и требует специального оборудования, помещения и подготовленного инженерно-технического персонала.
Широкая программа ускоренного и гармоничного развития народного хозяйства страны, намеченная президентом и правительством, ставит большие задачи перед автомобильным транспортом, занимающим первое место по массе перевезенных грузов среди других видов транспорта. Решение этих задач невозможно без знания конструкции подвижного состава, умения правильно оценивать и анализировать его эксплутационные свойства.
Все более широкое применение в народном хозяйстве находят автопоезда-цистерны и согласно данным специалистов к концу 90-х годов составляли около 25% грузового автомобильного парка страны. Однако долговечность несущих систем этого вида специализированного подвижного состава существенно ниже, чем у базового автомобиля, шасси которого использовано при создании автопоезда-цистерны. Вместе с тем несущая система автомобильно-транспортных средств, являясь системой, определяющей работоспособность конструкции в целом, практически не диагностируема. Лишь 12% отказов несущей системы автомобиля относятся к категориям диагностируемых отказов /1/.
В связи с вышеизложенным встала задача определения факторов, вызывающих появление отказов несущих систем автопоездов-цистерн. Долговечность любой конструкции, и рамы автопоезда — цистерны в частности, определяется характером и величиной действующих на нее нагрузок. И в связи сказанным в дипломном проекте предусмотрены расчеты рамы полуприцепа-цистерны, как на статическую, так и динамическую нагруженность. При этом предполагается рассмотреть два случая: езда автопоезда по горизонтальной дороге и подъем в гору, а также учитывать подвижность перевозимого груза и инерционные силы, возникающие при резком торможении или ускорении.