Аннотация
Введение
1. Технологическая часть
1.1. Условия эксплуатации шатуна в сборе с крышкой двигателя внутреннего сгорания автомобиля ЗиЛ 4314
1.2. Анализ технических условий на изготовление детали
1.3. Определение типа и организационной формы производства
1.4. Анализ технологичности конструкции детали
1.5. Обоснование и выбор метода получения заготовки
1.6. Анализ схем базирования и закрепления детали
1.7. Анализ базового технологического маршрута обработки детали
1.8. Обоснование и выбор методов обработки, оборудования и инструмента
1.9. Расчёт межоперационных припусков и размеров на обработку детали
1.10. Расчёт режимов резания
1.11. Расчёт технической нормы времени
2. Конструкторская часть
2.1. Устройство и описание зажимного приспособления на операции протягивания боковых поверхностей крышки шатуна
2.2. Устройство и описание приспособления для контроля шатуна
2.3. Специальный вопрос
2.3.1. Анализ применяемости инструментальных материалов
2.3.2. Определение производительности съема металла при лезвийной обработке
2.3.3. Методы и способы обработки поверхностей протягиванием
2.3.4. Описание конструкции и работы сборных протяжек с круглыми твердосплавными пластинами
3. Проектирование участка
3.1. Расчёт количества основного технологического оборудования
3.2. Выбор межоперационного транспорта
3.3. Выбор средств механизации сбора и транспортировки металлической
стружки
3.4. Расчёт потребной площади участка
4. Организационно-экономическая часть
4.1. Организация технологической подготовки производства шатуна
автомобиля мод. ЗиЛ 4314
4.1.1. Сетевой метод планирования
4.1.2. Перечень работ и событий технологической подготовки
производства
4.1.3. Построение сетевого графика
4.1.4. Расчёт основных параметров сетевого графика
4.1.5. Составление сметы затрат на технологическую подготовку
производства
4.2. Расчёт основных технико-экономических показателей производства
шатуна автомобиля мод. ЗиЛ 4314
4.2.1. Расчёт капитальных вложений
4.2.2. Расчёт себестоимости годового выпуска деталей
4.2.3. Расчёт годового экономического эффекта
4.2.4. Показатели эффективности вариантов технологии
5. Безопасность жизнедеятельности
5.1. Анализ опасных и вредных производственных факторов
5.1.1. Психофизиологические факторы
5.1.2. Химические факторы
5.1.3. Биологические факторы
5.1.4. Физические факторы
5.2. Предлагаемые мероприятия по улучшению условий труда и выполнению
требований производственной санитарии и техники безопасности
5.2.1. Требования техники безопасности к оборудованию и технологическим
процессам
5.2.2. Мероприятия по обеспечению требуемого состояния пожарной
безопасности
5.2.3. Актуальные проблемы по охране окружающей среды
5.2.4. Расчёт и исследование производственного шума
Выводы
Литература
Аннотация
Данный дипломный проект выполнен по теме: “Совершенствование технологического процесса изготовления шатуна в сборе с крышкой двигателя внутреннего сгорания автомобиля ЗИЛ 4314, за счёт повышения эффективности на операции протягивания торцевых поверхностей и полуокружностей”.
Дипломный проект состоит из графической части на 14 листах А1 и расчетно-пояснительной записки на 151 стр. В графической части даны:
чертежи шатуна и крышки, а также поковки шатуна и крышки, сборочный узел, схема технологического процесса обработки шатуна, технологические наладки на протягивание полуотверстия и торцев крышки шатуна, фрезерование паза и сверление отверстий под болты, планировка участка, чертежи зажимного и контрольного приспособлений, графики исследований процесса протягивания, схема установки звукопоглощающей облицовки, чертеж к организационно-экономической части. В проекте подробно разработан чертеж протяжки Æ65,5 с твердосплавными круглыми пластинами.
Пояснительная записка состоит из технологической, конструкторской частей, кроме того, имеется часть по проектированию участка, организационно-экономическая часть и рассмотрены вопросы по улучшению условий труда и выполнению требований производственной санитарии и техники безопасности.
В специальном вопросе выполнен анализ применяемости инструментальных материалов, приведена диаграмма производительности съема металла при лезвийной обработке, рассмотрены схемы способов протягивания. Также была разработана сборная протяжка с твердосплавными пластинами взамен протяжки из БРС, что позволило повысить стойкость инструмента и получить экономический эффект 204653,11 рублей.
ВВЕДЕНИЕ
Совокупность методов и приемов изготовления машин, выработанных в течение длительного времени и используемых в определенной области производства, составляет технологию этой области. В связи с этим возникли понятия: технология литья, технология обработки давлением, технология сварки, технология механической обработки, технология сборки машин. Все эти области производства относятся к технологии машиностроения, охватывающей все этапы процесса изготовления машиностроительной продукции.
Однако под «технологией машиностроения» принято понимать научную дисциплину, изучающую преимущественно процессы механической обработки деталей и сборки машин и попутно затрагивающую вопросы выбора заготовок и методы их изготовления. Это объясняется тем, что в машиностроении заданные формы деталей с требуемой точностью и качеством их поверхностей достигаются в основном путем механической обработки, так как другие способы обработки не всегда могут обеспечить выполнение этих технических требований. В процессе механической обработки деталей машин возникает наибольшее число проблемных вопросов, связанных с необходимостью выполнения технических требований, поставленных конструкторами перед производством. Процесс механической обработки связан с эксплуатацией сложного оборудования — металлорежущих станков; трудоемкость и себестоимость механической обработки больше, чем на других этапах процесса изготовления машин.
Эти обстоятельства объясняют развитие «технологии машиностроения» как научной дисциплины в первую очередь в направлении изучения вопросов технологии механической обработки и сборки, в наибольшей мере влияющих на производительную деятельность предприятия.
Сложность процесса и физической природы явлений, связанных с механической обработкой, вызвала трудность изучения всего комплекса вопросов в пределах одной технологической дисциплины и обусловила образование нескольких таких дисциплин. Так, явления, происходящие при снятии слоев металла режущим и абразивным инструментом, изучаются в дисциплине «Учение о резании металлов»; изучение конструкций режущих инструментов и материалов для их изготовления относится к дисциплине «Режущие инструменты».
Эти специализированные технологические дисциплины сформировались раньше, чем комплексная дисциплина «Технология машиностроения».
В «Технологии машиностроения» комплексно изучаются вопросы взаимодействия станка, приспособления, режущего инструмента и обрабатываемой детали; пути построения наиболее рациональных, т. е. наиболее производительных и экономичных, технологических процессов обработки деталей машин, включая выбор оборудования и технологической оснастки; методы рационального построения технологических процессов сборки машин.
Таким образом, научная дисциплина «Технология машиностроения» изучает основы и методы производства машин, являющиеся общими для различных отраслей машиностроения.
Вопросы же, характерные для технологии производства специализированных отраслей, изучаются в специальных руководствах, таких, например, как «Технология автотракторостроения», «Технология двигателестроения», «Технология станкостроения» и т. д.
Учение о технологии машиностроения в своем развитии прошло в течение немногих лет путь от простой систематизации производственного опыта механической обработки деталей и сборки машин до создания научно обоснованных положений, разработанных на базе теоретических исследований, научно проведенных экспериментов и обобщения передового опыта машиностроительных заводов.
Технология машиностроения как научная дисциплина создана советскими учеными. Начало формирования этой дисциплины относится к тридцатым годам нашего столетия. Развитие технологии механической обработки и сборки и ее направленность обусловливаются стоящими перед машиностроительной промышленностью задачами совершенствования технологических процессов, изыскания и изучения новых методов производства, дальнейшего развития и внедрения комплексной механизации и автоматизации производственных процессов на базе достижений науки и техники, обеспечивающих наиболее высокую производительность труда при надлежащем качестве и наименьшей себестоимости выпускаемой продукции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егоров М.Е., Дементьев В.И., Дмитриев В.Л. Технология машиностроения. – М.: Высшая школа, 1976. – 534 с.
2. Ховах М.С. Автомобильные двигатели. – М.: Машиностроение, 1977.
3. Сахаров Г.Н., Арбузов О.Б. и др. Металлорежущие инструменты: Учебник для вузов – М.: Машиностроение, 1989. – 328 с.
4. Попык К.Г. Конструирование и расчет автомобильных и тракторных двигателей. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1973. – 400 с.
5. Луканин В.Н., Морозов К.А., Хачиян А.С. и др. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2005. – 479 с.
6. Луканин В.Н., Алексеев И.В., Шатров М.Г. и др. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2005. – 400 с.
7. Режимы резания металлов: Справочник/Под ред. Ю.В. Барановского – 3-е изд. – М.: Машиностроение, 1972.
8. Гурин Ф.В., Клепиков В.Д., Рейн В.В. Технология автотракторостроения: Учеб. для вузов. – 2-е изд. – М.: Машиностроение, 1981. – 295 с.
9. Нефедов Н.А., Осипов К.А. Сборник задач и примеров по резанию металлов и режущему инструменту: Учеб. пособ. – 3-е изд. – М.: Машиностроение, 1990. – 448 с.
10. Режимы резания металлов: Справочник/Под ред. А.Д. Корчемкина – 4-е изд. – М.: НИИТавтопром, 1995. – 456 с.
11. Справочник технолога-машиностроителя/Под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова. – 4-е изд. – М.: Машиностроение, 1985. – Т.1-2.
12. Ковка и штамповка: Справочник. В 4 т./Под ред. Е.И. Семёнова. – М.: Машиностроение, 1985. – Т.1-2.
13. Корсаков В.С. Основы конструирования приспособлений: Учеб. для вузов. – 2-е изд. – М.: Машиностроение, 1983. – 277 с.
14. Ганенко А.П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ: Учеб. пособие для сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.: Академия, 2003. – 336с.
15. Демина Л.М. Пояснительная записка дипломного проекта: Методические рекомендации. – М.: РИЦ МГИУ, 2002.
16. Семенов Е.И. Ковка и объемная штамповка: Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 1972. – 352 с.
17. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 4 т./Под ред. Н.Н. Жестковой. – М.: Машиностроение, 1999.
18. Ипатов М.И., Туровец О.Г. Экономика, организация и планирование технической подготовки производства. – М.: Высшая школа, 1987.
19. Зайцев В.А. Организация и планирование на предприятии: Методические указания. – М.: РИЦ МГИУ, 2003.
20. Разумов И.М. Организация, планирование и управление предприятием машиностроения. – М.: Машиностроение, 1982.
21. Резчиков Е.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – М.: РИЦ МГИУ, 2001. – Т.1-2.
22. Белов С.В., Ильницкая А.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1999. – 448 с.
23. Кукин П.П., Лапин В.Л. и др. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда. – М.: Высшая школа 1999. – 318 с.